Подростковый суицид.

main_thumbПо данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, в возрасте от 5 до 11 лет в результате самоубийства погибают 2 ребенка из миллиона. Для подростков в возрасте 12-17 лет эта цифра равна 52. Таким образом, в среднем в США погибает 33 ребёнка в год. В России эти цифры можно умножить на три.

Представленные ниже данные четко характеризуют задачи по охране психического и психологического здоровья ребенка, которые стоят как перед каждым родителем, так и перед специалистами, занимающимися охраной детства, развитием и воспитанием детей.

Cходства детского и подросткового суицида

В своём исследовании Ариэль Шефтолл из Научно-исследовательского института Национальной детской больницы изучила данные о детях и подростках, погибших от самоубийства между 2003 и 2012 годами. Она обнаружила важные сходства и различия между этими группами. Сначала рассмотрим сходства.

В обеих группах было значительно больше мальчиков, чем девочек: 85% в детской группе и 70% в подростковой. Российская статистика показывает, что девочек, предпринявших попытку самоубийства, больше, чем мальчиков, однако мальчики доводят эти попытки до конца чаще девочек.

Согласно исследованию Шефтолл, наиболее распространенным способом самоубийства было удушение (81% детей и 64% подростков). На втором месте было самоубийство с применением огнестрельного оружия (14% детей, 30% подростков).

В обеих группах почти все смерти произошли в домашних условиях (98% детей, 88% подростков) и между полуднем и полуночью (81% детей, 77% подростков).
В обеих группах фигурировали проблемы личного характера: 60% детей и 46% подростков испытывали трудности в отношениях с друзьями или членами семьи. Другими триггерами были проблемы в школе (в 30-40% случаев детей и подростков).

Различия

Шефтолл и ее коллеги также обнаружили некоторые поразительные различия, связанные с расовой принадлежностью самоубийц, а также с наличием у них установленного специалистом психического заболевания.

В результате самоубийства погибло больше белых детей, чем черных, но в детской группе доля чёрных детей составила 37%, а в подростковой – 12%.

Треть детей и подростков, которые умерли в результате самоубийства, имели проблемы с психическим здоровьем, но две возрастные группы отличались по превалирующему типу расстройства. В детской группе лидирующую позицию держит синдром дефицита внимания: он встречался почти в два раза чаще, чем депрессия или дистимия – хроническое депрессивное состояние (59% СДВ/СДВГ против 33% депрессии), но среди подростков ситуация обратная (29% СДВГ против 66% депрессии).

Они на самом деле хотели умереть?

Шефтолл с ужасом обнаружила, что только треть детей и подростков, погибших от самоубийства, сообщали кому-либо о своём желании умереть. Может быть, остальные не думали, что могут с кем-то поделиться, или не хотели, чтобы кто-то знал. Возможно, это был импульсивный поступок, и у них не было времени сообщить кому-то о намерении.

Эбби Ридж Андерсон из Католического Университета Америки и ее коллеги отмечают их клиническое впечатление, что дети, которых занимают суицидальные мысли, «не столько жаждут прекращения их биологического существования, сколько хотят завладеть контролем, ищут сочувствия, принятия, признания и быстрого отклика ключевых людей в их жизни». Другими словами, они отчаянно хотят всё наладить, но не могут придумать более эффективный способ справиться с проблемами и уменьшить страдания, и самоубийство становится для них простым вариантом решения сложных проблем.

Андерсон предполагает, что существует два подтипа суицидальных детей: один подтип чувствует себя подавленным, безнадежным и не в состоянии радоваться жизни; другой более агрессивный, раздражительный, импульсивный и ищущий впечатлений. Второе более распространено среди детей младшего возраста.
Смутное понимание природы смерти, проблемы взаимоотношений, СДВГ и желание контролировать – эти обстоятельства вместе создают портрет ребёнка, склонного к суициду. Эти дети имеют сложные угнетающие отношения с окружающими, чувствуют себя подавленными, но не знают, как справиться с проблемой, а потом действуют импульсивно и причиняют себе боль, возможно, не ожидая смертельного исхода.

Что могут сделать родители

Важно понимать, что перечисленные факторы не определяют выбор каждого ребёнка. Все размышляют о природе самоубийства и смерти, но мало кто на самом деле собирается совершить такой поступок. Кроме того, СДВГ не должно ассоциироваться с суицидом, поскольку для большинства детей с СДВГ и депрессией не существует такой жизненной опции, как самоубийство. Сами же суицидальные мысли – это признак психического нездоровья. Ребенок, который занят мыслями о самоубийстве и смерти, срочно нуждается в помощи!

Первостепенная задача родителей быть внимательными к психологическому состоянию своего ребенка. Необходимо понимать границы его психологических и психических возможностей и не ставить его в ситуацию эмоционального выбора, в тупиковую ситуацию и не оставлять его один на один с теми проблемами, уровень которых для него непостижим в силу ограничений, связанных с развитием.

В случае, если ребенок психологически здоров и его эмоциональное состояние на подъеме, возможно и не стоит лишний раз акцентировать его внимание на проблеме конечности жизни и нелепости добровольного ухода из нее. Но оценка психологического здоровья ребенка – дело рук специалиста, — детского психолога. Понятно, что с переходом в старший подростковый возраст кругозор ребенка меняется и профилактический разговор станет скорее уместным, чем вредным.

Проблема в том, что к 8 или 9 годам «благодаря» СМИ и интернету большинство детей уже слышали о суициде. Поэтому, если вы знаете о том, что вашему ребенку доступна такая информация, есть смысл поднять эту тему в разговоре, чтобы обсудить то, что он знает о самоубийстве. Это шанс уладить недоразумения и объяснить, что самоубийство безвозвратно, и не может быть правильной реакцией на временные неурядицы, да и вообще не может быть правильным выбором. Важно донести до ребёнка, насколько он важен и ценен, и что вы всегда будете готовы помочь ему, с какими бы проблемами он ни столкнулся.

Говорите с ребёнком, будьте в курсе того, с кем он дружит, о его интересах и школьных событиях. Если вы заметили изменения в личности или поведении ребенка, такие, как отстранённость от сверстников или потеря интереса к прежним занятиям, если ваш ребенок кажется огорчённым или подавленным, и особенно если он имеет тенденцию к импульсивному поведению, постарайтесь выяснить, что происходит и что ваш ребенок думает и чувствует.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: