Как подросток будет относиться к своей матери, если он не может ей доверять?

  • Оказывается, отсутствие доверия в отношениях с матерью влияет на интерпретацию её неоднозначного поведения. Как это сказывается на отношениях матери и подростка?
  • Как это влияет на него в его дальнейшей взрослой жизни?
Теория привязанности, изучает отношения ребёнка со «значимым взрослым», т.е. с тем человеком, который о нём заботится. Все дело в том, что дети не могут воспринимать заботу в отрыве от эмоциональной связи.

390Следовательно, ребенок будет ценить и принимать такое поведение со стороны взрослых, которое он интерпретирует как эмоционально открытое, «теплое», т.е. как поведение человека, которому он может доверять.

Эту теорию предложил английский психиатр и психотерапевт Джон Боулби. Он работал над ней более 20 лет в период с 1958 по 1982 год. Сущность теории такова. С момента рождения у ребёнка формируется привязанность по отношению к матери, отцу, или другому «значимому взрослому», который становится объектом его привязанности. Когда ребёнок испытывает дискомфорт или страх, он ищет заботы и поддержки, иначе говоря – близости у объекта своей привязанности. Чаще всего таким человеком для ребенка становится мать.

Ответное поведение матери в таких ситуациях формирует тот или иной тип привязанности, от которого зависит формирование контекстуально зависимых социальных установок, определяющих восприятие, эмоции, мысли, ожидания и поведение уже взрослого человека в будущем. Основная задача теории — объяснить, как отношения ребёнка с матерью влияют на его дальнейшую жизнь.

Одной из значимых переменных здесь выступает тип материнского поведения.

Бельгийские психологи совместно с Нью-Йоркским Университетом Психологии в своем исследовании подтвердили одно из основных положений теории привязанности: у подростка формируются определённые ожидания относительно поведения матери, и эти ожидания основаны на его предыдущем опыте общения с ней. Например, если мать в прошлом не давала ребёнку достаточно заботы, то в будущем он ожидает равнодушия и неприятия в тех случаях, когда он не может однозначно трактовать ее намерения по ее поведению. Если прошлый опыт подсказывает подростку, что ожидать поддержки и заботы от матери не стоит, он будет интерпретировать её неоднозначное или нейтральное поведение скорее негативно.

К такому выводу психологи пришли, опросив подростков в возрасте от 9 до 13 лет. Каждому из них была предложена ситуация неоднозначного поведения матери.  Их спросили: Что бы это значило? Твоя мама настроена скорее позитивно или, наоборот, негативно? Что кроется за ответом на эти простые вопросы?

Восприятие и интерпретация поведения человека проходит на трёх уровнях. Сначала, на уровне внимания, определяются факторы поведения человека, на основании которых формируются ожидания. Затем, в памяти актуализуются ожидания, связанные с теми или иными факторами поведения человека. И, наконец, интерпретируя происходящее мозг воспринимает информацию о новых социальных актах, исходя из ожиданий, основанных на прошлом, актуализированном теперь, опыте. Этот механизм несёт защитную функцию, потому что помогает избежать повторения предыдущих отрицательных эффектов, кроме того он способствует воспроизведению предыдущего конструктивного поведения.

Интерпретация подростком поведения матери (позитивная или негативная) является ключом к пониманию его поведения. Это важная часть системы привязанности, которая определяет выбор поведенческих стратегий для получения внимания и заботы, когда они необходимы.

Более того,  существует связь ожиданий подростка относительно материнской поддержки, с тем, как он интерпретирует поведение сверстников. Если подросток уверен в материнской поддержке, то он чаще интерпретирует поведение сверстников правильно.

Установки, сформированные в детском и подростковом возрасте, сопровождают человека всю его дальнейшую жизнь и проявляются в интерпретации поведения тех окружающих его людей, мнение или реакция которых имеет значения в контексте значимой ситуации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: