Регрессия — к детским моделям поведения (защитные механизмы)

originalРегрессия — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Выделяют следующие виды регрессии:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болез­ни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребе­нок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевре­менного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффектив­ного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.

Термин, обозначающий возврат к менее зрелому уровню психического развития. Кок правило, регрессия возникает в. ситуации, когда нарушаются процессы психической организации, соответствующие данной фазе развития.  Концепция регрессии тесно связана с положением о том, что психологическое развитие индивида проходит ряд фаз, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями проявлений.

Становление каждой фазы зависит от:

  • способа разрядки инстинктивных влечений,
  • функционирования Я;
  • присущих индивиду идеалов и проявлений совести.

В тех случаях регрессия проявляется в ответ на новые для индивида события и ситуации, возникающие в данной фазе развития, но оказывающие явно травматическое воздействие. Так, например, пятилетний ребенок под влиянием стресса (соперничество с младшим братом или сестрой) прибегает к сосанию пальца, то есть к такому способу самоуспокоения, который он уже давно отбросил и позабыл.

Причины регрессии разнообразны. Некоторые ее формы встречаются в норме (как в детском, так и в зрелом возрасте) и рассматриваются как реакция на потребности индивида, которые подвергаются внешнему или внутреннему давлению. Будучи неотъемлемой частью «колебательного’ процесса развития, регрессия может способствовать переработке и последующей реинтеграции психического материала на более высоком уровне. Регрессия является одним из наиболее важных элементов психодинамического процесса. Проявления регрессии усиливаются при возникновении разных состояний и расстройств: в случае чувства тревоги, вины, стыда, при депрессии, фрустрации или нарциссической обиде, выраженной астении, физических перегрузках, соматических заболеваниях и пр. В качестве основного динамического фактора регрессии выступает неразрешенный эдипов комплекс в сочетании со страхом кастрации и/или бессознательными сексуальными либо агрессивными побуждениями, провоцирующими чувство вины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: