Потребность в признании (Базовые потребности)

valladolid-5Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.

Если такому человеку постоянно нужно подтверждение, что его уважают, что его ценят, он значим для своего круга людей, быть уверенным в том, что его примут. Единственным способом постоянно получать такие подтверждения от окружающих, это любыми способами быть в центре внимания. Об этом писал Фромм в книге «Бегство от свободы», что человек гонимый чувством одиночества и беспомощности убегает  от самого себя, туда, где его принимают, а еще лучше, где он будет в центре внимания. Еще Франкл в первых своих публикациях писал про «невроз выходного дня». Когда от бешеного темпа рабочей недели, человек даже и не пытается понять, кто он и чего хочет. Когда наступают выходные, ему надо, во-первых куда-то все время бежать и что-то делать, потому что привык и это не дает возможности подумать, остановиться и оглядеться, а во-вторых он не знает что делать с самим собою наедине. Все это говорит о том, что у такого человека, низкая самооценка, он себя не принимает или еще хуже не знает. Но проблема основная заключается в следующем: как бы человек не старался получить признание извне, этого признания ему все время мало, и ту внутреннюю тревогу не утолить (которую, кстати, не все в себе могут обнаружить, потому что уже достаточно долго с этой тревогой живут). И вот приходиться такому человеку постоянно разрываться, чтобы везде успеть, быть в центре внимания, подстроится под всех, и всячески показывать свою псевдо независимость.

Теологические дискуссии о гордости и гордыне, многочисленные теории глубинной диссоциации (или несоответствия собственной природе), выдержанные в духе философии Фромма, роджерсовские исследования «Я», эти работы способствуют все более глубокому пониманию опасных последствий нереалистической самооценки – самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека.

Можно сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы. Необходимо четко понимать разницу между самим достижением и связанным с ним чувством компетентности, между тем, что обретено исключительно усилием воли, напористостью, ответственным отношением к делу, и тем, что пришло к вам в результате осуществления ваших естественных, спонтанных склонностей, что даровано вам вашей природой, конституцией, биологическим предназначением, судьбой, или, говоря словами Хорни, вашим реальным Я, а не идеализированным псевдо-Я.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: