Можем ли мы как-то изменить собственное восприятие чужой физиономии?

psylive_mozgМицуо Кавато (Mitsuo Kawato) и его коллеги из Международного института перспективных телекоммуникационных исследований в Киото и Брауновского университета анализировали активность поясной коры мозга у людей, которым показывали чужие фотопортреты.

Участники эксперимента должны были оценить, насколько им нравится или не нравится лицо на фото, а специальный алгоритм искал в мозговой активности характерные признаки, соответствующие именно такой оценке. Поясная кора, среди прочего, связана с эмпатией, эмоциями, мотивациями и социальными отношениями (буквально на днях мы писали, как определённые нейроны поясной коры помогают нам обдумывать чужой опыт), так что понятно, почему именно она интересовала авторов работы в первую очередь.

Затем наступал второй этап, когда человеку показывали чьё-то фото, которое ранее показалось ему нейтральным, и следом на экране монитора появлялся диск. Этот диск нужно было усилием воли увеличить. Никакого конкретного способа не было, однако нейробиологи следили за активностью мозга того, кто боролся с диском, и сами увеличивали фигуру на экране, если мозг вдруг давал нужный ответ. Иными словами, участники эксперимента вслепую искали правильное решение, однако «нейтральное лицо», которое им показывали, должно было натолкнуть их мысли в нужном направлении.

В некоторых случаях исследователи увеличивали диск, когда мозг испытуемого давал сигнал симпатии, как если бы человек видел перед собой не диск, а лицо, которое ему нравится. В других случаях то же самое делали в ответ на сигнал антипатии, наконец, были и такие, которых просто просили смотреть на диск, ничего с ним не делая. Такие тренировки длились по часу в день в течение трёх дней и, в конце концов, принесли результат: в статье в PLOS Biology говорится, что тем, кто «увеличивал» диск чувствами симпатии, начинала нравиться внешность людей, к которым до сих пор они были равнодушны.
С антипатией была та же картина, только в другую сторону: изначально нейтральные физиономии становились слегка неприятными. Эффект был небольшим (то есть глубокой симпатии и глубокого отвращения ни у кого ни к кому не возникло), но вполне достоверным и, кстати говоря, достаточно длительным: изменения в эмоциональном восприятии держались по меньшей мере три месяца.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что участники эксперимента не знали ничего о том, как размер диска связан с фотографиями и их эмоциями по поводу этих фотографий. Изменения в восприятии были полностью бессознательными: мозг подвергали тренировке, человек совершал некое волевое усилие и достигал цели, но к достижению цели прилагался ещё и вот такой побочный эффект.

С одной стороны, подобную технику можно использовать в лечении разных психоневрологических расстройств, связанных с депрессией, фобиями, паническим страхом и т. д. С другой стороны, здесь сами собой возникают мысли о манипулировании эмоциями, а следом и мыслями, убеждениями, представлениями о «вечных ценностях» и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: