Полиграф 36 —
Психологическая помощь, семейное консультирование, тренинги, обучение, психотерапевтические группы.
Время работы:
пн-пт, с 10:00 до 21:00
8 951 556-78-91
ул. Владимира Невского 32

Ловушка удовольствия или умные системы, глупые люди?

Чем больше дел совершают за нас умные устройства, тем меньше мы тренируем как свое тело, так и мозг.

0d01fa775reyОдин из основных вопросов, волнующих ученых, заключается в следующем: становятся ли люди глупее из-за использования умных устройств? Влияют ли умные устройства на наш интеллект? Современные смартфоны хранят в себе десятки тысяч контактов, GPS-навигаторы приводят нас к месту назначения, и мы не должны даже следить за маршрутом; браслеты на запястьях следят за нашим расходом калорий и физическими нагрузками, что было невозможно представить себе еще десять лет назад. Какова же обратная сторона медали? В результате люди не помнят наизусть даже самых важных телефонных номеров, картами больше никто не пользуется и, вопреки беспрецедентно легкому доступу к инструментам для занятий фитнесом, ожирение и другие болезни, связанные с малоподвижным образом жизни и неправильным питанием, стали хронической проблемой современного общества. Парадокс, но чем больше дел совершают за нас умные устройства, тем меньше мы контактируем с естественной окружающей средой, тем меньше мы находимся в гармонии с нашим естественным ритмом и тем меньше мы тренируем как свое тело, так и мозг.

Психолог и писатель Дуглас Лайл называет это «ловушкой удовольствия». Человеческий мозг, по его словам, естественным образом выбирает наиболее простой и приятный способ совершения действия. Но самый простой далеко не всегда означает самый лучший.

телефон-хозяин-песочница-удалённое-491564Николас Карр, автор книги «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами», ставит вопрос о мгновенной информационной культуре интернета как о чем-то таком, что непременно будет ускоряться в своем развитии с появлением интернета вещей. «Теперь мой разум воспринимает информацию именно так, как ее преподносит нам сеть: в виде быстро движущегося потока отдельных частиц. Когда-то я с головой погружался в пучины слов. Теперь я легко скольжу по их поверхности, словно на водных лыжах», — писал он в 2008 году в своей статье для The Atlantic. Хотя исследователи только начинают изучать когнитивное мышление и то, как его формирует и переформирует развивающийся цифровой мир, ясно одно: наш мозг адаптируется и все больше приспосабливается к новым технологиям. Будем ли мы развивать свой интеллект или наши способности померкнут на фоне интеллекта искусственного, нам только предстоит увидеть.

Современный мир формирует мировоззрение, предполагающее мгновенное вознаграждение за приложенные усилия. Люди не нацелены на достижение результата на перспективу.

Смартфоны стали эпицентром коммуникации. Но уже сейчас растет озабоченность по поводу использования этих устройств в автомобилях, ресторанах и во многих других ситуациях и местах. Конечно, они меняют природу социального взаимодействия, и многие утверждают, что к худшему.

Шерри Теркл, профессор социальных исследований науки и технологий в MIT, автор книги «Одиночество вместе: почему мы ожидаем от технологий больше, чем друг от друга», полагает, что здесь есть серьезные причины для опасений. «Новые технологии беззастенчиво вторгаются в нашу жизнь, замещая собой реальные отношения с людьми», — говорит она.
Последствия этого не всегда будут выигрышными для человека. Согласно исследованиям, время концентрации внимания у людей сокращается, а современный мир, состоящий из гиперссылок, формирует мировоззрение, предполагающее мгновенное вознаграждение за приложенные усилия. Более 64% опрошенных говорят, что современные технологии «больше отвлекают студентов, чем помогают им в учебе».

Способность к критическому мышлению также может снизиться. Патрисия Гринфилд, заслуженный профессор психологии UCLA и директор Центра цифровых мультимедиа для детей в Лос-Анджелесе, обнаружила следующий факт. Среди ее студентов в колледже, которые смотрели краткие сводки новостей по CNN, те студенты, которые видели на экране только ведущего (без бегущей строки), запомнили гораздо больше фактов из выпуска, чем те, кто смотрел те же самые новости, но отвлекался на бегущую строку, рекламу и информацию о погоде. В целом исследования Гринфилд указывают на то, что мультизадачность «мешает людям глубже воспринимать информацию».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


#Статьи по тегам:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: