Избирательность внимания. А слона, ты и не заметил!

Невидимая горилла

Внимание человека избирательно. Это необходимо, чтобы из огромного потока информации, поступающего из внешнего мира, выбрать то, что нужно и важно на данный момент. Часть информации при этом неизбежно теряется, хотя мы этого и не осознаем. Это можно увидеть в известном эксперименте с гориллой. Участникам исследования показывали видео, где две команды — в белом и в черном — перекидывали два мяча. Задачей испытуемых было посчитать, сколько передач сделала команда в белом. В середине видео в кадре появлялся человек в костюме гориллы и проходил через всю сцену прямо среди играющих. Гориллу замечала около половины испытуемых — остальные были слишком сосредоточены на задании, которое требовало от них пристально следить за белыми объектами и не отвлекаться на черные.

Позже то же видео с гориллой ученые использовали в исследовании с приборами, которые регистрируют движения зрачков. Оказалось, что люди, которые не замечали гориллы, смотрели прямо на нее целую секунду и все равно ее не видели. При этом, как показало другое исследование, 90% людей совершенно уверены, что покажи им такое видео, они бы точно заметили гориллу.

Слепота к изменениям может мешать нам замечать вещи, которые, как и в случае с гориллой, кажется невозможным не заметить. В 1998 году Симонс и его коллега провели исследование в условиях, приближенных к реальным. Один из экспериментаторов подходил к людям на улице и спрашивал дорогу. Незнакомец пускался в объяснения, а в это время другие участники эксперимента проносили между ними дверь и первый экспериментатор менялся местами с одним из «рабочих». Половина людей не замечала, что они разговаривали с разными людьми.

c0b8957ed4bd60da4caffc237e515f51c5706b0cОтвлекающие маневры

Эти и другие исследования показывают, что порой мы совершенно не замечаем того, что считаем очевидным. С другой стороны, наше внимание часто привлекают вещи, на которые нам, может, и не хотелось бы отвлекаться, но не получается.

Удовольствие

Мы часто отвлекаемся на вещи, которые были важны для нас в прошлом. Поэтому всякого рода зависимости — от кофе, алкоголя или сигарет — влияют на внимание. Человек не может игнорировать предметы, которые ассоциируются с этой зависимостью, они отвлекают его от выполнения задачи, на которой он сосредоточен. У людей без зависимости такого эффекта нет

Страх

Проводились эксперименты в которых, приучали испытуемых ассоциировать определенные объекты с ударами тока. Потом они выполняли задания, и было обнаружено, что вне зависимости от их цели внимание у подопытных постоянно смещалось на объекты, которые были связаны с неприятными ощущениями.

Похожим образом искажают внимание фобии. Например, если человек боится пауков, он быстро их замечает и сильно на них отвлекается, по сравнению с теми, у кого такой фобии нет.

Привычка

Обращения внимания приимушество на объекты, с которыми мы хорошо знакомы. Например, если у вас есть машина, вы легко узнаете ее среди других автомобилей и вообще будете обращать больше внимания на машины той же марки и того же цвета. Так что наш прошлый опыт тоже имеет большое значение для извлечения зрительной информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: