Исследование реакций клиента на психологическое консультирование онлайн

1abae7b86adfИнформационные технологии получают всё более широкое распространение, входя во все профессиональные сферы современного общества, – в том числе в сферу психологического консультирования. Исследование английских учёных в области онлайн-консультирования рассказывает о возможности самораскрытия клиента при таком виде консультирования и взаимозависимости открытости клиента и стиля поведения онлайн-консультанта. Такие технологии создают своего рода «эфир», мультимедиа пространство, которое делает возможным раскрытие консультанта и встречное раскрытие клиента.

Такой вид консультирования может решать следующие задачи: снятие запроса, экстренная психологическая помощь, а также консультирование клиентов определенной категории. К таковым можно отнести страдающих аутизмом, социофобов, лежачих больных, клиентов, чья личная явка к психотерапевту затруднена объективными обстоятельствами, например космонавтов, геологов и т.д. Стоит, однако, помнить, что у такого рода консультаций есть ограничения. Они эффективны только при условии развитых саморегуляции и рефлексивности клиента, т.к. всю эмоциональную часть работы он вынужден выполнять сам. Кроме того, злоупотребление такого рода консультациями может повлечь за собой возрастание замкнутости, некоммуникабельности пользователя таких услуг.

Приведённое исследование обращает внимание как на техническую сторону процесса (уровень поведенческого реализма), так и на личные характеристики консультанта (самораскрытие по отношению к клиенту).

Уровень поведенческого реализма – характеристика, применяемая к организуемым онлайн событиям: конференциям, индивидуальному общению и т.п. Наличие аудио и видеотрансляций и прямого эфира в купе с доброжелательным и расслабленным поведением участников обеспечивают высокий уровень поведенческого реализма ситуации. Аудио и видеотрансляция при формальном поведении участников – средний уровень реализма. Только аудио-переговоры – низкий уровень.

Основные моменты

  • Высокий уровень поведенческого реализма консультанта склоняет клиента к большей степени открытости
  • Высокий уровень поведенческого реализма консультанта склоняет клиента к более плавному повествованию
  • Высокая степень самораскрытия в поведении консультанта склоняет клиентов к ответному самораскрытию
Исследовали уровень поведенческого реализма в поведении консультанта и взаимную открытость между консультантом и клиентом в ходе симулированных психотерапевтических сеансов индивидуального консультирования посредством компьютера. Для этой проблемы мы разработали и провели эксперимент, включавший три формы реализма в поведении консультанта: высокореалистичное поведение, низкореалистичное поведение и аудио-консультирование (то есть не выражающее никакого поведения) и три формы ответного самораскрытия: высокое самораскрытие, низкое самораскрытие и отсутствие самораскрытия. Исследуя реакции клиентов, мы замерили ощущения присутствия (включающее ощущение соприсутствия, социальную аттракцию и эмоциональную достоверность), раппорт, восприятие клиентом качества собственных ответов (смущение и самопрезентация), эмоциональное состояние (методика PANAS), восприятие партнёра (методика восприятия другого), самоанализ открытости, плавность повествования (заполнение пауз и неоконченные предложения) и вербальное самораскрытие. В ходе эксперимента мы столкнулись с некоторыми противоречивыми результатами в анкетах клиентов. Тем не менее, результаты исследования показывают, что клиенты вербально раскрывались перед консультантом сильнее (средний уровень интимности), при условии создания среды высокого уровня поведенческого реализма и высокой степени самораскрытия консультанта. Кроме того, уровень поведенческого реализма и высокая степень самораскрытия консультанта стимулировали клиента к более плавному повествованию в ходе консультации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: