Эмоция (Информационная теория)

Untitled4Эмоция возникает при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы.

Эмоция возникает каждый раз, когда удовлетворения потребности не происходит, иными словами, когда действия не достигают цели.

Информационную теорию можно выразить формулой:

Э = П (Н—С),

где Э — эмоция; П — потребность (побуждение); Н —информация, прогностически необходимая для организации действий по удовлетворению данной потребности; С — информация, которая может быть использована для целенаправленного поведения.
Из данного выражения с неизбежностью вытекают минимум четыре следствия:

  • Э = 0 при П = 0; эмоция не возникает в отсут¬ствие потребности и исчезает при ее удовлетворении.
  • Э = 0 при Н = С; эмоция не возникает (или резко ослаблена) у вполне информированной системы даже при больших значениях Я. Эмоцию нельзя связывать только с фактом потребности (ее семантикой: голодом, жаждой, опасностью и т. д.), она имеет прагматическую природу и существует в системе «потребность — действие — удовлетворение». Ярчайший пример вполне информированной системы — павловский динамический стереотип, реализа¬ция которого почти не сопровождается признаками эмо-ционального напряжения.
  • Э максимальна, если С = 0 при наличии цели (по-требности) живая система в известных пределах тем эмо-циональнее, чем менее она информирована.
  • При С больше Н Э изменяет свой знак. Поскольку в приведенной формуле мы рассматриваем потребность (П) как побуждение, отрицательное в биологическом смысле для оргапизма, случай С больше Н должен вести к возникновению положительной эмоции.

emocii1С развиваемой точки зрения эмоция представляет ком­пенсаторный механизм, восполняющий дефицит информа­ции, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Термин «информация» мы всюду употреб­ляем с учетом ее содержательной ценности. В этом смыс­ле возрастание количества информации означает повыше­ние вероятности достижения цели благодаря получению данной суммы сведений. Можно возразить, что накопле­ние сведений, необходимых для достижения топ или иной цели, происходит в процессе познания. Но, говоря об эмо­ции, мы имеем в виду нс прирост сведений (он возникает в процессе поиска, движущую силу которого составляет потребность, усиленная эмоциональным напряжением), а именно компенсацию, замещение, экстренный механизм, включающийся на данном этапе познания при данной сте­пени информированности о возможных путях удовлетво­рения возникшей потребности.

Мы полагаем, что приведенное определение эмоции обладает тремя положительными свойствами: а) отражает физиологическую сущность явления, б) показывает связь эмоции с потребностью и действием, равно как и различие между ними, в) оказывается универсальным для любого из известных нам эмоциональных состояний. Так, ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы (известно, что исчерпывающие све­дения о наилучшем поражении противника делают борьбу «хладнокровной»). Страх возникает при недостатке ин­формации, требующейся для организации успешной защиты. Отсюда поведение, инициированное страхом, это — бегство или неподвижность (ступор), биологиче­скую целесообразность которого специально подчеркивал И. П. Павлов. Испуг (его нельзя смешивать со страхом, потому что страх возникает до угрожающего воздейст­вия, а испуг следует за воздействием) —внезапный дефицит сведений об источнике и размерах неожиданной угрозы. Горе мы наблюдаем в ситуации острейшей недо­статочности информации о какой бы то пи было возмож­ности восполнения потери (ср. утешение).

Наконец, повседневный опыт показывает, что мы при­бегаем к эмоциональным средствам воздействия (напри­мер, к подчеркнуто эмоционально]] речи) чаще всего при известной нехватке строго логических доводов или в об­становке, когда для изложения доводов нет времени. С этой точки зрения повышенная эмоциональность детей и подростков объясняется не «свежестью чувств» или какими-то особыми свойствами молодого мозга, а недостат­ком жизненного опыта, хронической «недоинформированностью» относительно происходящих вокруг событий и возможности удовлетворения своих формирующихся потребностей.

Если потребность в достижении цели достаточно велика, ярость помогает человеку бороться в тех условиях, где его поражение кажется совершенно очевидным. Чувство тревоги удерживает от опрометчивых поступков при самых отдаленных и слабых признаках опасности.

Напомним, что знак эмоции изменяется в случае, когда имеющаяся информация превышает простетически необходимую. Действительно, каждый раз, когда вознтткет положительное эмоциональное состояние, живая систе­ма оказывается избыточно информированной, причем степень положительного переживания тем больше, чем значительнее разница между действительностью и про­гнозом.

Сила положительной эмоции (как и отрицательной) зависит от величины по­требности. Вторым определяющим фактором является ве­личина (Н — С) — контраст между прогнозом и реальной действительностью.

Каково приспособительное значение положительных эмоции? В чем заключается их компенсаторная роль? Когда мы говорим о достижении цели, мы всегда берем какой-то отрезок, фрагмент приспособительного поведе­ния. Ведь маршрут путешественника, о котором шла речь выше, не окончился возле счастливо встреченного колод­ца. Тонизирующее влияние положительных эмоций необ­ходимо для дальнейшего движения вперед, для достиже­ния новых целей. Руководители экспедиций, рабочих коллективов, воинских групп хорошо знают, как важен бывает хотя бы небольшой первоначальный успех для дальнейшей деятельности. Успех ободряет, порождает чувство уверенности в своих силах. Компенсируя дефицит информации о путях достижения цели, положительная эмоция побуждает человека ставить эту цель и действо­вать в намеченном направлении. Это свойство положи­тельных эмоций нельзя абсолютизировать. Торжество по­бедителя может обернуться «головокружением от успехов», утратой ориентировки в реальной действительности и за­служенным поражением. Но в известных пределах именно положительные эмоции обеспечивают быстрое продвиже­ние вперед за счет «перешагивания» через «информаци­онные пустоты». Вероятностно изменяющаяся среда коварна и многолика. Самый опытный летчик не за­страхован от встречи с неведомой опасностью. Но когда он встречается с этой опасностью, чувство уверенности, сформированное предшествующим опытом, не допускает возникновения страха, способного помешать поиску вы­хода из положения.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: