Без конроля (Сила бессознательного)

186Бессознательные мысли и чувства влияют не только на то, как мы воспринимаем себя и мир вокруг, но и на нашу повседневную деятельность. На протяжении десятилетий психологи спорили о влиянии бессознательного на поведение. Значительная часть XX века в психологии прошла под влиянием Берреса Фредерика Скиннера ( B.F. Skinner ) и бихевиористской школы, настойчиво утверждавших, что наши действия полностью определяются звуковыми, зрительными и осязательными сигналами от окружающей среды, а сознательное намерение никакой роли не играет. Эта идея была реализована в классическом эксперименте, где крыса обучалась методом проб и ошибок, когда каждое нажатие на педаль приводило к получению гранулы корма. С точки зрения Скиннера почти все, что мы делаем, — просто более сложная вариация нажатия носом на педаль: нам надо всего лишь использовать аналог правильной педали, например вставить долларовую банкноту в кофейный автомат, и мы получим то, чего хотим.

Концепцию Скиннера опровергли исследования 1960-х гг. Тем не менее другая крайность, когда считается, что поведение всегда преднамеренно и никогда напрямую не вызывается сигналами окружающей среды, также ошибочна. Мы можем изменить свое поведение самым неожиданным образом, просто выслушав кого-то или пронаблюдав за кем-нибудь.

У людей есть врожденная склонность к имитации и подражанию чужому поведению — демонстрации эмоций, жестам и позам. В природе это проявляется у самых разных организмов при объединении в группу, так что косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют свое поведение таким образом, что движутся почти как единый организм. Склонность к спонтанной имитации и подражанию действиям окружающих описана даже у очень маленьких детей. Психологи утверждают уже на протяжении почти ста лет, что подражание помогает нам перенять у родителей язык и другие формы поведения.

Однако подражание не исчезает по мере взросления. Существует так называемый эффект хамелеона, когда на вечеринке вы вдруг обнаруживаете, что повторяете позу и движения вашего собеседника: закидываете ногу на ногу, скрещиваете руки, чешете в затылке. Подражание будет продолжаться, пока вам не захочется взять следующий бокал и найти другого собеседника, чью позу и жесты вы опять начнете копировать, подобно хамелеону, сливающемуся с окружающей обстановкой. По-видимому, такое поведение может быть полезно, особенно если вы еще не разобрались, как правильно вести себя в данной социальной ситуации.

Латинская поговорка «Если живешь в Риме, живи по римским обычаям» целесообразна, потому что существенно снижает вероятность опасного или социально неадекватного поведения. И, как было показано в исследованиях Паулы Ниденталь (Paula Niedenthal) и Роберта Зайонца (Robert Zajonc), работавших в то время в Мичи-ганском университете, подражание имеет замечательный долгосрочный эффект: чем дольше пара вместе, тем сильнее партнеры похожи, отчасти потому, что они ежедневно бессознательно копируют позы и выражения лица друг друга.

Подражание формирует общественное сознание без необходимости вывешивать какие-то специальные предписания: спокойное ожидание в длинной очереди побуждает других вести себя так же; придерживая дверь для соседа, выгуливая собаку на поводке, выбрасывая мусор в урну, вы подталкиваете окружающих тоже поступать правильно. Бессознательное подражание усиливает чуткость по отношению друг к другу, «социально склеивает» даже незнакомых людей. Наиболее сильное единение возникает, когда двое или более людей одновременно заняты одним общим делом, маршируют ли они или поют в церкви. Исследования показали, что синхронное поведение укрепляет сотрудничество, даже если его участники впервые видят друг друга.

К сожалению, естественная склонность к подражанию — палка о двух концах. Психолог Кеес Кейзер (Kees Keizer) из Университета Гронингена вместе с коллегами показал, что одно правонарушение тянет за собой другое. После того как они разрисовали стену в переулке, количество мусора вокруг припаркованных там велосипедов увеличилось. Борьба с граффити и другими мелкими преступлениями, оказывается, может значительно улучшить качество жизни в городах. Это исследование подтвердило «теорию разбитых окон», которую отстаивал бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (Rudy Giuliani), в середине 1990-х гг. ратовавший за строгое соблюдение законов в отношении мелких преступлений — от разбрасывания мусора и перехода улицы в неположенном месте до вандализма: отчасти именно это помогло резко снизить преступность в то время.

Склонность к подражанию часто выходит за рамки простого копирования мимики и жестов настолько, что человек буквально превращается в другую личность. Когда мы встречаемся с кем-то или просто вспоминаем знакомого, у нас бессознательно может запуститься поведение, характерное для этого человека. В некоторых исследованиях было показано, что после предъявления слов, связанных с преклонным возрастом: «Флорида» (среди жителей этого штата очень много пенсионеров.), «седой», «бинго» (считается, что это игра преимущественно пожилых людей.) и им подобных, — студенты шли по коридору медленнее в соответствии со стереотипом, что немолодые люди слабые и медленнее двигаются. Кроме того, слова или изображения, ассоциирующиеся с медсестрой, усиливают стремление помочь, а связанные с политикой способствуют более затянутым выступлениям. Все эти эффекты, получившие название «прайминг» (от англ. to prime— «предшествовать, управлять»), возникают бессознательно, так что человек не догадывается о том, что они влияют на его поведение.

Исследования так называемой «угрозы подтверждения стереотипа» показали, что простое напоминание человеку о стереотипе в отношении, например, его расы или пола может повлиять на его успешность в школе или на работе. Клод Стил (Claude Steele) из Стэнфордского университета показал, что если студента перед экзаменом просят указать, к какой расовой или этнической группе он принадлежит, то студенты, относящиеся к меньшинствам, после этого хуже справляются с тестом. Покойная Налини Амбади (Nalini Ambady), работавшая в Гарвардском университете, отмечает, что даже девочки дошкольного возраста хуже решают простой математический тест, если им перед этим вскользь напомнить, что они женщины. Широко распространенные позитивные стереотипы вызывают обратный эффект. В том же исследовании девочек-дошкольниц американки азиатского происхождения в среднем решали тест лучше, если им напоминали об их этнической принадлежности, и хуже, если о гендерной.

Недавно выяснилось, что результаты некоторых исследований невоспроизводимы. Причины, по которым исследование не удается повторить, достаточно сложны и зависят, в частности, от особенностей методики. На самом деле бессознательное не всегда эффективно влияет на наше желание что-то делать. Многим знакома идея скрытой рекламы в кинотеатрах — слова «ешьте попкорн», незаметно мелькающие на экране и, как когда- то думали, повышающие продажи в буфете. Беспокойство по поводу скрытой рекламы возникло в 1950-х гг., когда вышел в свет бестселлер Вэнса Паккарда (Vance Packard) «Тайные манипуляторы» (The Hidden Persuaders). Как выяснилось, большая часть приведенных там данных не соответствовали действительности, но многие люди до сих пор верят в возможность влиять на поведение на подсознательном уровне. Последующие исследования показали, что если человек уже хочет что-то сделать, например утолить жажду, то скрытое сообщение о преимуществе какого-то определенного напитка может быть вполне эффективным. Однако и обычная реклама без каких-либо скрытых сообщений сама по себе влияет достаточно сильно. В одной недавней работе по изучению воздействия рекламы испытуемые смотрели пятиминутные фрагменты популярного комедийного шоу с миской крекеров. Оказалось, что любая реклама пищевых продуктов существенно увеличивала потребление крекеров. Реклама еды запускала перекус сама по себе, без каких-либо приемов, действующих на подсознание. Мы часто ошибочно полагаем, что можем контролировать воздействие рекламы на наше поведение только потому, что мы в полной мере осознаем ее содержание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свитов Сергей
Статью разместил: Свитов Сергей
Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте!

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Есть что сказать по теме, оставь комментарий:

Есть что сказать по теме, оставь комментарий: